Мартинизм
Направление мистического и эзотерического христианства, чья доктрина описывает падение первого человека из Божественного в материальное, а также способ его возвращения в Божественное с помощью Реинтеграции, или духовного просветления, достигаемого при сердечной молитве.
Как мистическая традиция, изначально мартинизм относился к системе высших степеней, учреждённой Мартинесом де Паскуалли (Паскуалисом) около 1740 года во Франции, а затем развился в двух различных формах его учениками Луи Клодом де Сен-Мартеном и Жаном-Батистом Виллермозом.
Мартинизм — общее название двух этих отличных друг от друга доктрин, а также воссозданного «Ордена Мартинистов», основанного в 1886 году Огюстом Шабосо и Жераром Анкоссом (Папюсом).
На всех документах Ордена Мартинистов изображён «вселенский пентакль», который постоянно приводит в недоумение профанов, принимающих его за Звезду Давида.
Бог представлен кругом, символом бесконечности. Действие бесконечности, переход от сокрытой силы к действию, символизируется тайной связью центра и окружности: это луч, отражённый шесть раз внутри круга и образующий шестиугольник — эмблему шести периодов творения.
Центральная точка отображает седьмой период — покой. Она находится между творящими эманациями, которые природа развивает с помощью двух великих потоков инволюции (нисходящий чёрный треугольник) и эволюции (восходящий белый треугольник).
Вертикаль символизирует активность, а горизонталь — пассивность. Треугольник вершиной вверх выражает всё восходящее, это символ огня и жара.
Треугольник вершиной вниз отображает всё нисходящее, это главным образом — символ воды и влажности. Объединение двух треугольников представляет собой сочетание жара и влажности, Солнца и Луны. Оно символизирует принцип творения, круговорот от небес к земле.
Цель традиции мартинизма — помочь всем истинным и честным искателям просвещения, «Мужчинам и Женщинам Желания» вернуться к божественному духовному состоянию, которое они имели до падения.
С 1909 по 1916 год в Санкт-Петербурге существовало официальное издательство русских мартинистов — журнал «Изида», где в том числе осуществлялся перевод книг Папюса.