Десятый индикатор псевдонауки: супранатурализм

Супранатурализм – мировоззренческая концепция, утверждающая существование особого духовного мира. Сюда, конечно же, относится и религиозная вера, и вера в «тонкие миры», вера во всевозможные проявления сверхъестественного, которые находятся вне юрисдикции законов природы и лежат вне материального мира, но активно влияют на него. В настоящее время включение супранатурализма в какую-либо научную теорию радикально нарушает нормы научности. Современная наука не привлекает гипотезу о сверхъестественном для объяснения явлений живой и неживой природы. И речь здесь вовсе не о том, что ученые поголовно воинствующие атеисты (хотя и такие обвинения в адрес науки слышатся). Речь о методологии познания. На определенном этапе своего развития наука отмежевалась от всевозможных поисков сверхъестественного. Если вы заметили попытки смешения науки и религии или науки и оккультных идей под видом некоей «новой науки» – вас дурачат.

Мы знаем, что камень падает на Землю вследствие действия силы тяготения, описываемой законом Ньютона. Толкает ли камень святой дух или иная нематериальная сущность – мы не знаем. Но мы знаем, что привлечение этих гипотез не проясняет физику данного процесса, никак не уточняет описание явления тяготения и не позволяет делать новые предсказания. Толкающие камень духи не дают практической пользы, но сильно усложнают теорию явления. Общая теория относительности, более совершенная, чем механика Ньютона, дает более точное описание гравитации, связывая движение в поле силы тяжести с искривлением пространства-времени. Но и в ней не привлекаются сверхъестественные гипотезы.

Как только привлечение супранатурализма в науку начнет давать ощутимые преимущества в описании и объяснении явлений природы, а также повысит предсказательную силу теорий и практическую значимость – наука сразу же возьмет его на вооружение. Пока же картина иная. Религия, равно как различные эзотерические концепции, оккультные практики и пр., может давать успокоение, создавать психологический комфорт, формировать некие этические нормы и даже делать предписания того, что нужно, а что не нужно делать. Но как особый инструмент познания природы ничто из перечисленного не имеет значения.

Если в излагаемой теории появляются идеи о божественном вмешательстве, о тонком неосязаемом мире, не подчиняющемся естественным законам, о сверхъестественных паранормальных сущностях (нематериальной душе, духах, призраках), каких-либо особых «энергиях», неосязаемых измерительными приборами, но ощутимых человеком, – знайте, перед вами шарлатанская попытка придать оккультным или религиозным идеям наукообразный вид. А если нас просят не искать доказательства, а «просто верить» – это уже не по ведомству науки.

На сегодняшний день нет ни одного строгого и убедительного доказательства бытия Бога, существования загробной жизни или тонкой нематериальной души; нет ни одного сверхъестественного артефакта или явления, повторяющегося изо дня в день и нарушающего известные нам естественные законы. Если подобные явления появятся – это будет вопрос первостепенной значимости, который будет активно обсуждаться в самых высоких научных кругах.

Помимо идей оккультного или религиозного содержания также не допустимы какие-то идеологические установки в науке.